Фотография Сереброва Виктора Ефремовича
Серебров Виктор Ефремович Глава Тяжинского муниципального округа Написать обращение

Меню сайта

Общественные обсуждения
Публичные слушания

Календарь

Поиск

Сайты

Приветствую Вас, Гость · RSS 29.03.2024, 18:53

Главная » 2020 » Декабрь » 18 » КОРЕННЫЕ НАРОДЫ КУЗБАССА: КУМАНДИНЦЫ

КОРЕННЫЕ НАРОДЫ КУЗБАССА: КУМАНДИНЦЫ

       Из всех коренных малочисленных народов Кузбасса самый малочисленный – кумандинцы. Их численность по итогам переписи населения 2010г. составила 225 человек (7,8% численности кумандинцев России).
      ИСТОРИЯ.Кумандинцы (самоназвание – алтайцы-кумандинцы, карга, куманды, тадар, шабат) – тюркоязычный народ, проживающий на юго-востоке Алтайского края (вдоль р.Бия.) и на сопредельных территориях Республики Алтай и Кемеровской области.Кумандинцы имеют много европеоидных черт. Еще первые русские землепроходцы отмечали значительное количество светловолосых и голубоглазых детей в кумандинских аилах.
      Традиционные поселения кумандинцев были немногочисленными, расположенными длинной полосой вдоль рек. Письменность этого народа создана в начале XXв. на основе кириллицы, но в настоящее время язык кумандинцев существует только в разговорном виде.
      Кумандинцами особо почитались духи-хозяева воды, огня, гор и пр., были развиты промысловые культы, связанные с испрашиванием благополучного результата в охоте у хозяев тайги.
     Влияние скотоводческих племен нашло отражение в культе коня и одном из его проявлений – жертвоприношении лошади духу-покровителю рода. Значительное место в религиозной практике кумандинцев занимал шаман (кам) – посредник в общении людей с духами и верховными божествами.
     Наиболее распространенные типы фольклорных произведений - песенные четверостишья (такпак), бытовые и волшебные сказки (чорчок), эпические произведения (кай). Особое место в культуре занимали мастера-исполнители сказок и эпосов – кайчи, и исполнители песен на музыкальном инструменте шор – шорчи.
     Основу хозяйства кумандинцев составляла сезонная (зимняя) коллективная охота на крупного и пушного зверя. Её дополняли мотыжное земледелие; скотоводство(коневодство и разведение мелкого рогатого скота); собирательство дикоросов и рыболовство. Со второй половины XIX в. получает распространение пашенное земледелие, молочное животноводство, пасечное пчеловодство.
     Со времени вхождения в состав России (XVIII в.) и до переписи населения 1926г. кумандинцы в официальных документах значились как самостоятельный народ, но в дальнейшем были лишены этого статуса. В начале 1990-х годов их признали самостоятельным этносом. 
     СТАТИСТИКА. По итогам прошлой переписи населения (2010г.) в России проживали 2892 кумандинца, из них 48,4% - в Алтайском крае, 36,7% - в Республике Алтай.
В Тяжинском муниципальном районе кумандинцы не проживали.
     За период между предыдущими переписями населения 2002г. и 2010г. численность кумандинцев в России сократилась на 7,1%, из них проживающих в Кузбассе  – на 23,5%. Число мононациональных частных домохозяйств, состоящих из 2 и более человек, за 2002-2010гг. уменьшилось у кумандинцев Кузбасса на 47,4%.
     У кумандинцев, проживающих на территории области, преобладает городское население, однако за межпереписной период удельный вес городского населения этого народа немного сократился(с 83,7% до 82,2%).
     Наибольшее число кумандинцев 10 лет назад было сосредоточено на юге области: в Таштагольском муниципальном районе (36% представителей этой национальности, живущих в области), Новокузнецком городском округе (20%).Кроме того, они проживали еще в 10 городских округах и 7 муниципальных районах (от 1 до 13 человек).
     Итоги ВПН-2010 раскрывают некоторые отличительные особенности кумандинцев. Например, гендерная диспропорция у них более выражена, чем в целом по области.      Если на каждую 1000 мужчин в области приходилось 1182 женщины, то у кумандинцев на каждую 1000 мужчин - 1394 женщины.Однако у представителей этого народа, проживающих в сельской местности, зафиксировано численное преимущество мужчин (на 1000 мужчин приходилось всего 818 женщин).
      У кумандинцев отличие возрастной структуры от сложившейся в целом по области заключается в более высокой доле лиц старше трудоспособного возраста (более четверти населения) и более низкой доле детей и подростков до 16 лет (10,2%). Переписью зафиксированы высокие темпы роста убыли населения: из жизни уходят люди преклонного возраста, а замещения поколений не происходит.
       Среди трех коренных народов Кузбасса кумандинцы самые «старые» (средний возраст – 45,7 года). У шорцев и телеутов средний возраст населения существенно ниже - 34,6 и 35,0 соответственно.
      У кумандинцев доля состоящих в браке мужчин выше среднеобластной, никогда не состоявших в браке – ниже, женщин – наоборот.За период между двумя предыдущими переписями изменилось отношение к регистрации брака. Из общего числа лиц, состоящих в браке,доля зарегистрированных брачных союзов уменьшилась с 82,2% до 75,2%. Доля многодетных матерей у кумандинцев заметно превышает среднеобластной показатель.
     От того, насколько употребляем в семье и непосредственном окружении человека язык, соответствующий его национальности, зависит сохранение и развитие языка.        Среди коренных малочисленных народов области самый низкий удельный вес владеющих языком, соответствующим национальности, у кумандинцев – только 6,7%.
     Уровень образования кумандинцев в отличие от двух других коренных народов Кузбасса превышает среднеобластной показатель. Среди населения этого народа в возрасте 15 лет и более удельный вес лиц с образованием средним профессиональным и выше составил 56,3%.
     Каким стал народ кумандинцев за прошедшее после предыдущей переписи десятилетие, станет известно после подведения итогов предстоящей в апреле 2021г. переписи населения.

Кемеровостат
https://kemerovostat.gks.ru/
E-mail: 42@gks.ru
Instagram: https://www.instagram.com/statkem


 
Просмотров: 449 | Добавил: press_sluzhba


Жалобы на всё
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!